Стас Козловский ([info]ctac) wrote,
@ 2003-01-18 22:57:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Лицензионный Достоевский или конец эры бумажных книг
Каждый раз, прочитав новую книжку и пытаясь найти ей свободное место на полках, я задумываюсь, что рано или поздно бумажные книги исчезнут. На днях я ещё раз убедился, что к этому всё движется.
В книжном магазине "Москва" на Тверской теперь появился отдел, торгующий лицензионными CD и DVD. Диски теперь лежат на полках, и любой может их взять и повертеть в руках. К примеру, в продаже имеются CD с "Лабиринтом отражений" Лукьяненко, DVD с полными собраниями сочинений Достоевского и Лескова...
Так и хочется заглянуть в недалёкое будущее, когда бумажные книги исчезнут навсегда…

Итак, обычная московская квартира, 2018 год.
- Пап, можно я с твой карточки сниму 99 баксов? За книжку надо заплатить…-
- А, что за книжка?
- Ну, этот. Достоевский. "Преступление и наказание".
- Так зачем покупать. У нас же есть.
- Да? А в каком файле?
- Причём тут файлы. Вот же он, на полке стоит…
- Фу-ууу. Это же бумажная книжка!
- Ну, и что? Я ж в твои годы её читал.
- В твои годы, в твои годы… Там поиска нет. Как я, по-твоему, цитаты находить буду? Аудио-сопровождения тут нет. Анимационных картинок тоже нет. Только текст, в котором даже шрифт и тот поменять нельзя... Ты что? Меня же в школе всё засмеют! Сам такую читай.
- Ну, ладно. Вот, возьми DVD. Лет пятнадцать назад купил.
- Чего? DVD? А чем я этот антиквариат, по-твоему, прочитаю? В политехнический музей его сдай. Ты мне ещё перфоленту с Достоевским предложи!
- Если ты такой умный, то поищи сам в сети, да скачай нахаляву.
- Бесплатно скачать книжку!?
- Ну, да. А как же ещё? На книги Достоевского за давностью лет авторские права не распространяются… Наверняка, где-то она лежит.
- Ты, что пап! Это может у вас, в начале века, всё скачать нахаляву можно было. Ты что не слышал, что уже лет пять, как авторские права на все книги навечно переданы Американской Ассоциации Издателей Книг. Или ты хочешь, чтоб меня как члена секты Дмитрия Склярова в тюрьму пожизненно засадили?
- Так, Достоевский же не американец! Причём тут американские издатели.
- А кого это волнует? Ты, папа, случаем не антиглобалист?
- Нет, что ты! Ну, сынок, жалко же почти 100 долларов тратить за файл. Ну, одноклассников лучше попроси файл этот дать. У них-то точно же есть. А ты им потом свой какой-нибудь файл дашь.
- Ага! Если они мне своего Достоевского дадут, то где я его читать буду?
- В смысле, "где"? Они свою копию у себя дома, а ты свою тут.
- Ну, ты совсем отстал. Книжку можно читать лишь с того компа, с которого её купили. Да и код поляризации там другой будет… Короче, пап, давай деньги! Я куплю себе нормальную книжку.
- Ну, ладно. Вот, тебе одноразовый пароль на снятие 99 баксов с нашего счета. В наше время 100 долларов были большими деньгами…
- Ок. Скачал. Thanks.
- Ну-ка, дай и мне посмотреть... Слушай, сынок, а что это за картинки? Такого вроде бы в романе не было…
- Дык, это же баннеры. Без баннеров книжка стоит 699 баксов.
Открытый файл пестрел мигающими объявлениями: "Axe Proffessional, 2018 - современные топоры с лазерной заточкой"; "Косметический салон 'У Лизаньки' - мы не дадим вам превратиться в старуху"; "Мучают проблемы? Психологическая служба доверия 'Порфирий'"; "Кредитуем, обналичиваем. Низкий процент"; "RASKOLNIKOFF.COM - вызов шаловливых старушек в любую точку земного шара"...
- Слушай, сынок, а что это текста романа не видно? Подождать что-ли надо пока баннеры исчезнут?
- Ну, ты как будто с Луны свалился! Сто лет ждать будешь. Текст же надо через поляризационные очки читать. Без очков только реклама видна!
- А это ещё зачем?
- Как зачем? Чтобы никто, кроме заплатившего, не мог книжку читать! Прикинь, если бы я купил книгу, а кто-то, ничего не покупая, у меня через плечо тоже мог бы её читать…
- Глупость какая-то. Ну, а если б я тоже очки одел бы?
- Ха, ну ты даёшь! Файл же настроен только на мои очки. На других очках другой код поляризации.
- Ладно, а ну дай-ка свои очки. Я через них книжку посмотрю.
- Как посмотришь? Они же тебя по сетчатке не опознают. Ты в них ничего кроме сообщения, что ты надел чужие очки не увидишь! Ладно, пап, не мешай со своими глупостями! Мне надо пока лицензия не кончилась быстро всё прочесть, а иначе надо будет либо аренду файла продлевать, либо книжка сама уничтожится. Не мешай, я читаю…

3 часа спустя…
- Уффф! Ну, всё. Я прочитал!
- Как всё прочитал? "Преступление и наказание" за три часа?!
- Ну, да. Я и быстрее всё прочел бы, если б рекламных пауз каждые полчаса не было бы.
- Всё равное не верю! Кто такой, например, Свидригайлов?
- Кто-кто?
- Аааа, всё понятно. Кто такой Лужин? Кто такая Соня Мармеладова?
- Ну, ты даёшь! Откуда же я знаю! Я ж Home Edition читал. У меня только про то, как Раскольников старуху топором убил, а потом сдался с повинной. Про всяких остальных надо Professional версию покупать или вообще Enterprise Edition. У нас же денег столько нет.
- Мда-а, с ума сойти, куда катится мир!
- Скатился уже. Лет пятнадцать назад надо было думать, если не ещё раньше…



Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(75 comments) - (Post a new comment)


[info]malenkayasmert
2003-01-18 12:07 pm UTC (link)
Восхитительно!))

(Reply to this) (Thread)


[info]gogen
2003-04-17 03:30 pm UTC (link)
Согласен с предыдущим оратором!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ctac, 2003-04-18 12:22 pm UTC

(Reply from suspended user)

[info]oles
2003-01-18 12:12 pm UTC (link)
Как ни неприятно, написанное тут вполне логично.

(Reply to this)


[info]flegma
2003-01-18 12:51 pm UTC (link)
здорово!
а у вас еще есть?

Всопмнила сразу мой вчерашний проэкт рекламы красного креста, у рекламы есть такой метод "действие времени". Ну и соответственно показывают, как оно было раньше и как тперь. Например реклама диетического напитка. Я предложила по теме зарисовку: библиотеки с лесенками были раньше,а теперь видеотеки с лесинками..
..только мне кажется, что люди охотно берут с собой в будущее все, что они любят.
Просто альтернативные источники информации появляются.

(Reply to this)


[info]onsamyi
2003-01-18 12:57 pm UTC (link)
не дкмаю. сам сегодня тольок думал на эту тему - читать с монитораи читать с бумаги - есть две баальшие разницы, с бумаги -гораздо удобнее и проще. тут дело не воспитании, а в особенностях психологии.базовывх.

(Reply to this) (Thread)


[info]ctac
2003-01-18 11:14 pm UTC (link)
Не факт. Не думаю, что читать с переносных компьютеров будущего, не имеющих мерцания и обеспечивающих гораздо большее разрешение и контрастность текста будет менее удобным, чем с бумаги. Впрочем, и с современных КПК вполне удобно читать, если бы не разные мелких неудобств, которые наверняка через пару лет будут решены.

В принципе, я лично не вижу никаких особых преимуществ у обычных бумажных книг по сравнению с цифровыми.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: - [info]onsamyi, 2003-01-19 01:53 am UTC
(no subject) - [info]ctac, 2003-01-19 03:13 am UTC
(no subject) - [info]melanofor, 2006-08-23 07:51 pm UTC
(no subject) - [info]valuev, 2007-02-14 04:01 pm UTC
(no subject) - [info]ctac, 2007-02-14 09:48 pm UTC
(no subject) - [info]authntik, 2007-02-15 08:56 am UTC
(no subject) - [info]ctac, 2007-02-15 09:21 am UTC
синхронность
[info]ipain
2003-01-18 04:07 pm UTC (link)
как раз пару недель назад видел мериканский мультик с очень похожим сюжетом (только все права были у китайского банка).

(Reply to this) (Thread)

Re: синхронность
[info]ctac
2003-01-18 11:47 pm UTC (link)
Это хорошо, что тема не только меня волнует. Забавно, что китайские банкиры тоже протестуют :)

(Reply to this) (Parent)


[info]anton_kluber
2003-01-19 01:10 am UTC (link)
А Вы не забыли про аудио-книги? Как с ними? С помощью наушников распознающих уши хозяина? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]ctac
2003-01-19 02:57 am UTC (link)
А почему бы и нет? :) Надо, думать скоро такие наушники появится.

(Reply to this) (Parent)


[info]huckleberryfinn
2003-01-19 06:42 am UTC (link)
надеюсь, я до этого не доживу. а вот мой мелкий вполне может.. и мне это не нравится : ((
может я и слишком консервативна для восемнадцатилетней барышни, но книжки надо читать бумажные, музыку слушать с cd (или md), а кино смотреть с vhs. а ещё ходить по магазинам и собирать фотоальбомы с настоящими фотографиями. и ещё я предпочитаю мониторы с трубкой.
ужас, какая отсталая.. и как только меня в интернет занесло? : )

(Reply to this) (Thread)


[info]fl
2003-01-25 02:34 am UTC (link)
Милая барышня, ваши родители тоже наверняка считали, что музыку можно слушать только с кассет... Вы вот уже на cd переключились. А до этого еще были бобины...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]huckleberryfinn, 2003-01-25 07:38 am UTC
(no subject) - [info]ctac, 2003-01-25 12:22 pm UTC

[info]steba
2003-01-19 06:11 pm UTC (link)
суть текста не изменится от того, откуда читать...
Вагинов не проводил к себе электричества - в 30-х годах ХХ в. Некоторые хорошие пишущие люди говорят мне - как ты можешь писать на компе. И т.д.
И правда - ностальгически жалко (бумажную книгу), но суть не меняет

(Reply to this)

Суппер!
[info]wandernd
2003-01-19 11:54 pm UTC (link)
Стас, а ты не хочешь написать продолжение!?!?? Станешь русским Гибсоном или Оруэллом? Заткнешь Лукьяненко будет рыдать, выправшивая у тебя афтограв и считать за честь опубликоваться с тобой в одном сборнике рассказов...
Может хоть в редакцыёю журнала Хацкер пошлешь?
Поговори на эту тему с Костиком...
Кстати, это ж неплохо вариант сценария для той идеи, что мы в среду обсуждали... Ага?

(Reply to this)


[info]fl
2003-01-25 02:32 am UTC (link)
Во-во! Согласна с [info]wandernd (вот думала, как бы просклонять это имячко... :) там только ...дрндом получается). Короче, нельзя этому добру так просто пропадать. Ну уж если не утопию написать, то хотя бы на будущее запатентовать идею - с правом передачи по наследству. :) Кстати, а пресловутые очки и компьютеры уже никакого вредного влияния на глаза-организм не оказывают? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]ctac
2003-01-25 12:32 pm UTC (link)
Кстати, а пресловутые очки и компьютеры уже никакого вредного влияния на глаза-организм не оказывают?

Конечно оказывают. Но тут всё дело в деньгах. С ними будет также как с мобильными телефонами - все негативные результаты экспериментов по влиянию электромагнитных полей от телефонов на человека сейчас замалчиваются, а эксперименты, доказывающие отстствие такого влияния щедро финансируются и пропагандируются через СМИ.

Да и потом, люди обычно мирятся с недостатками и потенциальным вредом каких-то устройств, если обладание этими вещами дает какие-то преимущества перед другими людьми (мнимые или реальные).

(Reply to this) (Parent)

451 F
[info]matricar
2003-01-27 01:52 am UTC (link)
Забавно. Но маловероятно. Во всяком случае в обозримом будущем. Бумажные книжки все равно останутся. Хотя бы потому что большая часть человечества не имеет возможности/желания/необходимости, общения с компьютером, или доступа к сети. Да, конечно же информационные технологии развиваются с бешеной скоростью, но как кто-то уже сказал, люди не смотря на появление телевизоров, видеомагнитофонов, аудио не перестали ходить в театры, в кино, на концерты. Так и литература еще долгое и долгое время будет оставаться в бумажном варианте, просто потому что так удобно большинству.

(Reply to this) (Thread)

Re: 451 F
[info]ctac
2003-01-27 12:33 pm UTC (link)
Очень на это надеюсь. Но с другой стороны. Бумага для книг - это всего лишь носитель информации, а носителям инормации свойственно устаревать. Какова, к примеру, судьба у 5-ти дюймовых дисков, аудиокассет и перфолент?

Безусловно, телевизор не уничтожил кино, которое тоже не особо повредило театру, однако с книгами несколько другая ситуация. Электронная книга ничем не хуже бумажной (если сейчас и есть какие-то недостатки, то они технически устранимы). В электронной книге тот же самый текст, как и в бумажной, но вдобавок к этому человек получает массу новых возможностей:
- Книги перестают занимать половину квартиры.
- В книге можно автоматически искать нужные фрагменты.
- Книги можно читать в полной темноте, включив подсветку.
- Отдав кому-то почитать книжку, ты ничего не теряешь. и т.п.

Другими словами, электронные книги - это развите идеи бумажных книг, а не их альтернатива. Как звуковое кино вытеснило немое, как цветное кино - черно-белое, так и электронные книги рано или поздно вытеснят бумажные.

А тот факт, что компьютеры имеют далеко не все, а некотрые вообще ничего не желают о них слышать - ничего не изменит. Телевизор тоже многим людям раньше казался чем-то сложным, недоступным и ненужным простому человеку.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: 451 F - [info]pale_fire, 2003-01-31 09:04 pm UTC
Re: 451 F - [info]ctac, 2003-02-01 08:09 am UTC

(Anonymous)
2003-04-18 12:24 am UTC (link)
Стас, прочитал эту антиутопию ;)
Потрясающий стиль, Вы прямо русский Дэвид Бэрри.

(Reply to this) (Thread)


[info]ctac
2003-04-18 12:23 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this) (Parent)


[info]_scorp_
2003-08-30 02:28 am UTC (link)
между прочим фича электронных книг "читать книги в полной темноте" очень пришлась мне по душе. я теперь когда перед сном читаю, даже специально свет выключаю. глаза меньше устают.

(Reply to this)


[info]muchandr
2004-07-10 06:19 am UTC (link)
По-моему гораздо перспективнее JIT-распечатка. Приходишь типа в книжный ларек и тебе на месте распечатывают "Горе от ума", версия 1.2 в полном типографическом качестве. Или скажем тут же делают антологию последних расказов любимых фантастов.

У бумажной книги по-своему очень удобный интерфейс, который сложно повторить в электронном устройстве. Плюс физическая резолюция лучших компьютерных экранов пока в районе 96 dpi, а в оффсетной печати - несколько тысяч. Такое качество ни в одной экранной технологии пока не предвидится даже на горизонте.

(Reply to this) (Thread)


[info]ctac
2004-07-10 07:02 am UTC (link)
А зачем несколько тысяч? 300 dpi для текста более чем достаточно.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - (Anonymous), 2006-07-20 07:10 pm UTC

[info]algen
2004-12-12 07:10 am UTC (link)
Долго не мог добраться до этого текста. ЖЖ недели три сообщал, что база данных временно недоступна. Спасибо этот материал. И за остальные тоже.

Было дело, еще в 2001 году я писал примерно о том же в контексте общей критики современной системы авторского права:

Компания RosettaBooks уже разработала технологию самоуничтожающихся электронных книг. Книга подсчитывает, сколько времени она была открыта на экране компьютера, и по истечении 10 часов чтения блокируется. Так и представляются диалоги за семейным ужином: "Сынок, ты не забыл закрыть электронные книжки?" - "Ой, забыл! Сейчас вернусь...", "Дорогая, ты не могла бы читать побыстрее. А то я после тебя не успею...", "Папа, купи мне этот учебник снова, а то я в прошлый раз не все понял".

(Reply to this)


[info]olelukoie
2005-12-05 09:46 pm UTC (link)
ужасно.

(Reply to this)

в мемориз!)
[info]sermal
2005-12-07 02:42 pm UTC (link)
браво!

(Reply to this)

в тему
[info]transparenter
2006-07-21 07:29 am UTC (link)
Давным давно, в 1997 году известный деятель движения Open Source и руководитель FSF написал статью "The Right to Read". Хороший русский перевод с комментариями переводчика опубликован на ЛОРе.
Очень похожая тема.

(Reply to this)

И снова здравстуйте! )
[info]backinfashion
2006-08-23 07:03 pm UTC (link)
Можно себе свистнуть с указанием авторства? У меня недавно фр.о. разгорелась большая дискуссия как раз на эту тему, думаю, френдам будет интересно :)

(Reply to this) (Thread)

Re: И снова здравстуйте! )
[info]ctac
2006-08-23 07:05 pm UTC (link)
С указанием авторства, конечно, можно. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: И снова здравстуйте! ) - [info]backinfashion, 2006-08-23 07:13 pm UTC

[info]glotziok
2007-02-14 06:17 am UTC (link)
Смех сквозь слёзы..
в мемориз

(Reply to this)

Пара "но"
[info]sw_p
2007-02-14 09:01 am UTC (link)
1. Нарушение авторских прав никак не касается конечного пользователя.
Я могу купить диск с нелицензионной виндой/музыкой и мне за это не будет ничего. Потому что, я не обязан знать, что есть лицензионное, а что нет. Мне предлагают товар - я покупаю.
Отвечает лишь продавец.

2. Глава Apple призвал отказаться от защиты музыки. Самый крупный поисковик google - не имеет рекламы. Энциклопедия wikipedia - бесплатна и т.д.

(Reply to this) (Thread)

Re: Пара "но"
[info]ctac
2007-02-14 09:37 am UTC (link)
Ну, это же только фантастический рассказик :)

Но, вообще:
1. Касается. В законе никакого разграничения на конечного и не конечного пользователей нет. Кроме того, можно вспонить дело Поносова - директора сельской школы, которого сейчас судят за то, что школа закупила компы с нелицензионной Windows и Поносова как конечный пользователь это не проверил.

2. Глава Apple сам музыку не выпускает, а только продаёт чужую. В то же время за то, на что у него есть авторские права (MacOS), он, я уверен, будет судиться до последнего.

В гуле, как раз, есть реклама - AdWords. Собственно, именно благодаря ей, гугл такая богатая компания.

Я в прошлом году пил пиво с Джимбо Уэйлзом - основателем Википедии и обсуждал с ним будущее этого проекта. Судя по всему, через год-два реклама в Википедии, несомненно, появится. Поначалу в результатах поиска в английской версии, а затем и во всех других языковых разделах. По словам Джимбо, это принесёт около 100 миллионов евро в год.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Пара "но" - (Anonymous), 2007-03-02 07:00 pm UTC

[info]spircaran
2007-02-14 09:26 pm UTC (link)
замечательно :-)
но, кажется, думать уже поздно

(Reply to this)


[info]m_juanito
2007-02-15 06:33 am UTC (link)
Мега!

(Reply to this)


[info]aphextwin2000
2007-02-15 08:52 am UTC (link)
креативно )
а в 2028м книжки будут загружать за тысячные доли секунды прямо в мозги, наверное.
вместе с рекламой, конечно же.

(Reply to this)


(75 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…